Чувашская интернет-газета "Свободное слово"

Русский   Чăвашла
Внимание!!!

У вас отключены JavaScript и Cookies!

Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

19.10.2017   05:57

Удмуртская кафтанная электроника

Удмуртская кафтанная электроника
Post-dukes - новая удмуртская электронная музыка, анти-проект хорошо известной и зарекомендовавшей себя фолк-группы "Дукес". Автор проекта очень редко дает выступления, композиции вот только появляются в сети из рук самого Жени, а мы имеем дело с новым и очень притягательным явлением удмуртской музыки.
 
Сердце обоих проектов – молодой удмуртский художник и музыкант Чудья Жени. До 2015 года его официальным именем было Евгений Бикузин, но потом он сменил его на соответствующее удмуртским правилам именования. Чудья - название родовой группы, из которой происходит автор проектов "Дукес" и post-dukes и многочисленного удмуртского поп и стрит-арта.
 
 
 
 
"Дукес" – это 3 человека, три друга, в недавнем прошлом студенты и участники студенческого ансамбля удмуртской народной культуры "Чипчирган" - Чудья Жени, Лилия Леонтьева и Татьяна Тихонова. Все трое удмурты и все уроженцы разных деревень Алнашского района Удмуртской Республики, где удмуртская идентичность достаточно крепко держит свои позиции.

"Дукес" исполняют удмуртские народные песни под кубыз. Кубыз – это восстановленный струнный удмуртский музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, почти ушедший в небытие, забытый большинством удмуртов вплоть до 80-х годов прошлого века. Прежде на этом инструменте играли на всех территориях проживания удмуртов, сейчас он сохранился лишь у периферийных групп, проживающих в соседних с Удмуртией регионах.
 
 
 
 
post-dukes Чудья делает в одиночку. В вокальных композициях иногда звучит голос коллеги по "Дукесу" Лилии Леонтьевой, а иногда другой девушки, имя которой он пока держит в секрете.
 
Соотношение "Дукеса" и "Пост-дукеса" – как у парных групп внутри народа, как сами ватка и калмез (два главных родоплеменных подразделения) у удмуртов, как в конечном итоге традиционное оппозиции человеческой культуры: своё  чужое, живое  мёртвое, сырое  варёное.
 
У Чудья так во всём – на каждый талант в области традиционной культуры есть соответствующий ему талант в области культуры современной, можно выявить целую серию пар: живопись  стритарт, аккордеон  гармонь, компьютер в post-dukes  кубыз в "Дукесе".
 
Символически оба проекта построены на очень знаковых артефактах удмуртской культуры. Кубыз в большей степени, чем ныне использующиеся в народной музыке инструменты передаёт древнюю музыкальную традицию народа. Дукес, вид длинного кафтана из темного сукна, это средоточие традиционного удмуртского костюма и эпицентр современной интерпретации традционной удмуртской одежды  все удмуртские дизайнеры делают дукес, многие в республике хотят обзавестись им, вообще по этому хэштэгу есть что посмотреть в региональном инстаграме.
 
Дукес стал именем коллектива как символ переноса: "Мы носим сами такие старинные наряды, поём древние песни под кубыз, и вот дукес и стал таким воплощением этого почтения к древностям",  поясняют ребята в интервью на республиканском удмуртском радио.
 
Свои поиски Чудья публично никак концептуально не оформляет. К некоторым своим работам он добавляет ярлыки "археологический поп-арт" или "постэтнофутуризм", но большой погоды это для него не делает. Про постэтнофутуризм он говорит – мы, может быть, и хотели бы делать этнофутуризм, как наши старшие учителя, но от непосредственного вхождения в это направление нас отделяет поколение, мы вошли в него через паузу; поэтому этнофутуризм как бы успел приостановиться, а мы вошли в него уже в тот период, когда он утратил свои позиции в качестве ведущего течения.  "Нашему молодому поколению сложно постичь сам этнофутуризм, для этого им надо глубоко дышать",  поясняет сам Чудья Жени.
 
Кроме того, дело еще и в том, что в изменившихся условиях нельзя просто заниматься отвлечённым искусством, ищущим истоки в мифологии финно-угорских народов, чтобы быть в ритме настоящего времени, нужно всегда делать больше. Как поясняет его друг и автор этого понятия Богдан Анфиногенов, "чтобы быть постэтнофутуристом, нужно делать больше, чем просто рисовать или писать стихи. Нужно быть и музыкантом, и этнографом, и мастером по какому-нибудь прикладному ремеслу, и фотографом, и ещё много кем".
 
Вместо обращения к древним мифологическим сюжетам, распространённого у его старших по этнофутуризму коллег, он сам занимается мифотворчеством – на нем построена концепция выставки "Удмуртка курит ганӝу". Её героини – удмуртки, демонстрирующие смелое, провокативное и самоспасательное поведение ("Удмуртка, вытягивающая сама себя"), которое современными удмуртами осознается как несвойственное их культурному коду.
 
Post-dukes - это как послесловие к "Дукесу", современная удмуртская музыка. Его никак не оформить концептуально – и для Чудья это явно излишне.
 
"Post-dukes появился из-за моего увлечения электронной музыкой и благодаря любви к андеграунду и традиционной удмуртской музыке. Думаю, что удмуртские мотивы как деталь, как часть целого должны присутствовать в современной музыке. Хочется расширить и разнообразить удмуртскую музыкальную культуру", – говорит сам автор.

У Жени внушающее портфолио работ, проектов и начинаний. Он получил художественное образование в Удмуртском государственном университете. Традиционной музыкой и танцем занимался в студенческой студии "Чипчирган" при университете. Его дебютная персональная выставка прошла в 2012 году, тогда работы ещё были близки к академическому стилю, в 2016 году прошла выставка живописи "Удмуртка курит ганӝу", которую он сам обозначил как поп-арт про удмурток современности; её прототипами выступили девушки из круга его друзей и одновременно деятели современной удмуртской культуры. Он многократно участвовал в художественных симпозиумах объединения удмуртских этнофутуристов "Ижкар". Кроме того, Жени делал видео и был пионером стрит-арта на удмуртском языке.
 
Помимо "Дукеса" и post-dukes Чудья Жени играет в "Малыми" - это относительно новый музыкальный проект, молодёжная удмуртская супергруппа, собранная из вполне себе самостоятельных и известных за пределами проекта творческих величин. Они играют сырой и очень бодрый хардкор-панк на удмуртском языке из середины 90-х, совершенно не модный, но очень актуальный по энергетике для самого удмуртского общества. В "Малыми" он играет на аккордеоне  опять же это зеркальное отражение его игры на гармони в "Чипчиргане".
 
Жени ходит по форматам и жанрам в музыке, работает со всеми направлениями в живописи и визуальном искусстве, но ничего не пожирает и не зачеркивает, во всем сохраняет свою интонацию, и вообще удивительным образом во всём сохраняет себя и себя в этих очень разных по векторам опытам не растрачивает.

Человек, делающий удмуртский культурный прорыв, но почти никогда его не декларирующий. Просто меняющий имя в паспорте вместо призывов сохранять своё, обращённых к соплеменникам.
 
Он просто всегда знает, что и как надо, делает это и не тратится на лишние объяснения.
 
Причем интересно, что Чудья Жени даже не пытается делать так востребованные в современной удмуртской культуре миксы или переплетения – современного и традиционного и так далее. Никакого переплетения, никакой метисизации. Очень четко расставлены акценты: есть традиционные мелодии, наигранные на кубызе, они самоценны для удмуртов; есть современная музыка, тоже интересная и тоже провоцирующая на творчество. Скрещивать одно с другим, продавая одно за счёт другого – просто не метод Жени.

Когда их коллектив спрашивают, правильно ли их называть этно-фолк-группой, он говорит: "Зачем? Просто фолк, мы просто играем традиционную музыку, без каких-либо изменений, не надо к ней добавлять "этно", она удмуртская по определению",  поясняет Жени.

Очень похоже на то, что через несколько лет мы увидим, как еще несколько больших жанров прошли через него – и он их последовательно освоил.
 
Похоже, что у Жени есть такая тетрадка, где в столбик выписаны жанры и стили, и он идет через них, их осваивает, перерабатывает в новом продукте и зачеркивает – по крайней мере, на такие мысли наталкивает фотография его студенческих конспектов по истории искусства с вклейками произведений художников и убористым текстом вокруг, найденная на его странице в соцсети.

Дарали Лели, удмуртский культуртрегер, писатель, дизайнер:
 
"Дукес" транслируют идею того, что традиционная удмуртская культура естественна и прекрасна сама по себе. То есть, без всякой стилизации, без всяких потуг сделать удмуртское модным и современным, просто удмуртское ради удмуртского. Сейчас очень популярно такое поведение: "гожтӥ кылбур, кулэ ке  ме" (строчка стихотворения А. Шумиловой: "написала стихотворение, если нужно  вот") - если тебе нравится, слушай / читай /смотри, тебя никто не принуждает. Мне кажется, "Дукес" - они такие: нравится народная культура - вот тебе, не нравится - тебя никто не заставляет ее любить, она сама по себе, она самодостаточна. Конечно, всё это появилось на подготовленной почве и в определённой среде, которой была в значительной степени сформирована удмуртским продюсером Павлом Поздеевом и деятельностью его промо-группы "Юмшан57". Таня и Лиля  обе музы Чудья Жени  а тот вообще художник, трансформатор реальности, почти бог. Честно говоря, в коллективе три женщины  Таня, Лиля и кубыз. В то время как Женя занимается... этим с кубызом, девушки создают саундтрек. Короче, этносаундтрек: может быть, это и есть то новое направление, пришедшее на смену этнофутуризму  термин, введенный А. Красильниковым? Сложно сказать. Проект post-dukes  точно этносаундтрек: "этносаундтрек предполагает обращение к электронным носителям и инновационным способам коммуникации" (В. Шибанов).
 
Артем Малых
 
 
 
 

Удмуртская кафтанная электроника
19.10.2017
05:57

Удмуртская кафтанная электроника

"Ирĕклĕ Сăмах" знакомит чувашских читателей с новым проектом в удмуртской музыке
Чувашские общественники высказались против проведения ВПР в школах Чувашии лишь на русском языке
29.03.2017
14:58

Чувашские общественники высказались против проведения ВПР в школах Чувашии лишь на русском языке

ЧРОО «Ирӗклӗх» на днях направило обращение в адрес Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой Ольги Юрьевны по вопросам проведения ВПР в Чувашии
Почему чиновники Чувашии со сталинских времен и до сих пор преследуют Митту?
04.03.2017
12:58

Почему чиновники Чувашии со сталинских времен и до сих пор преследуют Митту?

Актуальное интервью ко всемирному дню писателей